События

5 декабря
5-7 декабря - День Открытых Дверей "Антикризисные предложения по высшему образованию за рубежом"
13 ноября
Консультации с представителем британского колледжа NMSC, который готовит юных гениев по математике и естественным наукам в топовые университеты мира.
9 ноября
Выставка "Образование без границ"! Консультации, презентации с представителями учебных заведений из 15 стран мира.
23 марта
Неделя Открытых Дверей - бесплатное высшее образование за рубежом; программы подготовки; летние курсы за рубежом для школьников и студентов.

Чехия

Главные преимущества образования в Чехии

Доступность

  • С 1999 года высшее образование на чешском языке в государственных вузах является абсолютно бесплатным для всех, включая иностранцев. Стоимость обучения в частном чешском вузе — от 1000 евро/год. Вы спросите: Зачем это нужно Чешской Республике? Ответ прост: Чехия нуждается в молодых способных людях, т.к. население страны стареет и уменьшается.
  • Уровень цен в Чехии не требует больших расходов на жизнь студента. Во всяком случае, по сравнению с остальными странами Европы. Кроме того, студенты в Чехии пользуются огромным количеством льгот и скидок практически на все виды товаров и услуг.
  • Чешское законодательство позволяет студентам работать во время учёбы. И что не менее важно, существует реальная возможность найти работу, обеспечить себя и не отставать в учёбе.
  • Университеты принимают активное участие в студенческом обмене. У каждого университета заключены более сотни договоров с высшими учебными заведениями в рамках программы ERASMUS. Ежегодно у студентов есть уникальная возможность знакомиться с самыми именитыми образовательными и научными университетами Европы и мира, совершенствоваться в зарубежных вузах в знаниях по несколько месяцев, завязывать интересные знакомства и полезные связи.

Качество

  • Традиции высшего образования в Чехии берут своё начало в XIV веке, когда в Праге был открыт Карлов Университет. С этого времени Чехия была одним из важнейших центров образования в Европе, оставаясь им и по сей день.
  • Чешская система высшего образования соответствует лучшим европейским и мировым стандартам. Система чешского высшего образования является частью единой европейской системы, а органы Европейского Союза строго следят за соблюдением всех условий качественного образования.
  • Все уровни образования в Чехии соответсвуют нормам Международной классификации образования (ISCED), а чешский диплом имеет статус международного и стоит в одном ряду с дипломами других европейских стран. Достойное муждународное образование откроет широкие перспективы как трудоустройства после окончания вуза (будь торабота в Чехии или в в другой стране Евросоюза), так и для открытия собственного бизнеса.
  • В Чехии действует более 70 государственных и частных вузов, предлагающих обучение по тысячам специальностей на сотнях факультетов. Между вузами существует дух соревнования, поэтому условия для студентов улучшаются с каждым годом.

Перспективность

  • Дипломы чешских вузов признаются во всех странах мира. Это касается в первую очередь Европы, где чешский диплом считается идентичным любому другому европейскому, стран Северной Америки и СНГ. Чешский диплом также престижен в любой другой стране, даже если он потребует дополнительного признания.
  • Выпускник чешского вуза может стать резидентом страны в упрощённом порядке. Это происходит в рамках программы привлечения в Чехию молодых трудоспособных людей для получения высшего образования и укрепления потенциала страны.
  • Получив высшее образование в Чехии, вы можете без проблем трудоустроиться в любой стране объединённой Европы. Ведь одна из целей объединения Европы — свободное передвижение людей и капитала. А с 2007 года Чехия стала членом Шенгенского соглашения, что позволило владельцам чешской визы беспрепятственно передвигаться по Европе.

Поддержка студентов

  • Стипендия. Учась в государственном вузе на чешском языке, иностранцы наравне с другими студентами могут претендовать на стипендию. В разных вузах размер стипендии и условия ее получения отличаются, но многие иностранные студенты без проблем получают стипендии.
  • Размещение в общежитии. Студенческие общежития имеют в хорошем смысле «мало общего» по условиям проживания с общежитиями России и стран СНГ. Так называемые «колеи» больше походят на гостиницы с условиями жизни, которые соответсвуют признанным европейским стандартам. Они обычно находятся вблизи учебных корпусов.
  • Студенческий досуг. Университеты заботятся не только о прекрасном уровне образования, хороших бытовых условиях, но и об интересном досуге своих студентов. При каждом вузе существуют клубы по интересам: музыкадьные, литературные, у многиз ВУЗов есть свои спортивные команды. В чешских вузах широко применяется понятие «школа на природе»: в течение учебного года организуются поездки преподавателей со студентами по Чехии, странам ЕС, походы, культурные и спортивные мероприятия в горах (Альпы в 4-х часах езды), сплавы на лодках, каникулы в студенческих лагерях.
  • Трудоустройство. В ведущих чешских университетах для старшекурсников проходят мероприятия по профессиональной ориентации, организуются встречи и знакомства с руководящим звеном крупных чешских и международных компаний.

Безопасность

  • В Чехии низкий уровень преступности, это отражается не только в статистических отчетов, но и в реальной жизни — на улицах чешских городов действительно спокойно;
  • Гарантом безопасности и спокойствия людей в Чехии является как оперативная, слаженная работа полиции, так и помощь в поддержании порядка сознательного населения страны — чехи не сносят даже малейшее нарушение правил общественного порядка;
  • Безопасность на дорогах Чехии: количество ДТП с тяжелым исходом в 2011 году самое низкое за новейшую истрию страны. Средний уровень смертности на дорогах в Чехии равен 6,7 погибших на 100 тыс. жителей, в мире в среднем аналогичный показатель равен 19, в среднем по России — 14;
  • Стране ничего особенно не угрожает и с ситуацией с наркозависимостью, показатели по которой на протяжении многих лет не растут. «Тяжелые» наркотики вообще не имеют в стране широкого хождения. На 10 миллионов населения Чехии наркозависимых от «тяжелых наркотиков» около 32 тыс., это в процентном соотношении ниже, чем в среднем по Евросоюзу;
  • Заболеваемость ВИЧ (СПИД), печальный спутник наркомании, в Чехии рекордно назкая и составляет не более 0,1% от общего количества людей в возрасте от 15 до 49 лет. Для сравнения: аналогичный средне-мировой показатель — 0,8%; уровеньв Украине — 1,6%; в России — 1,1%, в Канаде и Италии — 0,4%; в Великобритании — 0,2%. Ниже, чем в Чехии уровень заболеваемости только в Катаре, на Островах зеленого мыса, в Саудовской Аравии, на Шпицбергене же он вообще равен нулю;
  • В Чехии нет межрелигиозных конфликтов. Чехи уверенно входят в первую мировую десятку в рейтингах толерантности и терпимости. За сорок лет коммунизма в стране почти 59% стали атеистами, это 2-е место в мире по доле атеистов и 1-е место в Европе. Чехи без предрассудков и весьма дружелюбно относятся к неверующим и людям различных религий. Единственной традиционной для Чехии религией, число последователей которой растет, является православие.

Высшее образование в Чехии

Трехуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат — трех-четырехлетняя программа обучения, на протяжении которого учащиеся получают основные знания в специализированных областях. Студенты заканчивают обучение государственным экзаменом с защитой бакалаврской дипломной работы. Успешные выпускники получают диплом и степень бакалавра.
  • Магистратура — пятилетняя либо двухлетняя продолжающая учебная программа (после трехлетнего бакалаврского обучения). Студенты приобретают глубокие профессиональные знания в специализированном направлении, большее внимание уделяется интеллектуальному и творческому развитию, научной деятельности. Обучение заканчивается государственным экзаменом с защитой дипломного проекта. Выпускники получают степень магистра.
  • Докторантура (аспирантура) — двух-трехлетнее обучение при наличии магистерского образования. После успешной сдачи экзаменов и защите научной работы выпускник получает степень кандидата наук.

Высшие учебные заведения предоставляют возможность получения высшего образования по трем уровням: бакалавриат (ISCED 5A), магистратура (ISCED 5A) и докторантура (аспирантура — ISCED 6).

Бакалаврская программа направлена на подготовку выпускников к их дальнейшей профессиональной деятельности, а также к поступлению на магистрскую программу обучения. Обязательным требованием для поступления на бакалавриат является получение аттестата о полном среднем общем образовании (maturitní vysvědčení). Станадартный срок обучения составляет 3-4 года.

Магистерская программа направлена на получение глубоких теоретических знаний, проведения исследований и дальнейших разработок в различных научных областях, на развитие способностей к научной деятельности; в области искусства магистерская учебная программа направлена на более серьезную художественную подготовку. Магистерская программа обучения основывается на бакалаврской программе обучения и является так называемой «продолжающей магистерской» программой обучения; стандартный срок обучения минимально 2, максимально 3 года. В некоторых случаях проводится аккредитация магистерских учебных программ, в случае, если этого требует характер учебной программы, которая не является продолжающей; в данном случае минимальным требованием для зачисления является наличие аттестата о полном среднем общем образовании, а срок обучения составляет минимально 4 года, максимально 6 лет ( как правило это 5 лет в области медицины и ветеринарии, и 6 лет в области фармакологии).

Докторская программа направлена на проведение научных работ и самостоятельную теоретическую и творческую в художественной области деятельности. Докторантура является продолжающей программой, основанной на полученных в процессе магистерского обучения знаниях. Стандартный срок обучения — 3-4 года.

Обучение по всем трем уровням может быть непрерывным или с паузой (академический отпуск или более позднее поступление на магистратуру или докторантуру) и осуществляется по 2 формам обучения: дневная (очная) или заочная.

Учеба в Чехии — процесс получения высшего образования и организация учебного процесса:

Требования к поступлению

Для поступления в вуз необходимо получить аттестат о полном среднем образовании (сдача экзамена на аттестат зрелости — ISCED 3A) и сдать вступительные экзамены, установленные соотвтствующим учебным завдением. Получение высшего образования в госвузе разрешено законом и равно действует в отношении меньшин и иностранных граждан (получение первого высшего образования в госвузе осуществляется для всех на бесплатной основе по программе обучения на чешском языке; обучение на английском языке платное).

В госвузах законом установлен денежный сбор за подачу заявления на поступление. Заявление можно подать как в электронном виде (заполнить форму на сайте соответствующего учебного заведения), так и в письменном варианте (отправляется по почте). Сбор за подачу заявления на поступление в госвуз составляет, как правило, 400-550 чешских крон (в зависимости от выбранного абитуриентом вуза и факультета).

Финансовая поддержка студентов

Студенты могут получать финансовую поддержку из бюджета Министерства труда и социальной защиты или Министерства образования, молодежи и спорта.

Социальное пособие (пособие на ребенка, напр., социальные начисления) могут получать учащиеся и студенты до 26 лет, несмотря на вид учебного заведения, а исходя из финансового состояния семьи.

Из бюджета Министерства образования, молодежи и спорта посредством высших учебных заведений студентам оказывается прямая финансовая поддержка в виде так называемой «стипендии на жилье» (ubytovací stipendium), частично покрывающей расходы на оплату жилья и непрямая поддержка в виде дотаций на питание, т.е. при наличие международной студенческой карты (ISIC Card) студенты могут питаться в столовых госвузов по дотированным ценам (сниженным так называемым «студенческим ценам»). Также эта студенческая карта предоставляет широкий спектр скидок на международные автобусные поездки (перелеты и т.д.), скидки в различных магазинах и развлекательных учреждениях. Денежная сумма, предоставленная из бюджета министерства высшему учебному заведению, делится между студентами, на основании правил, установленных внутренними правилами каждого вуза (из этого и исходит размер стипендии на поддержку жилья). Как правило, студенты живут в студенческих общежитиях, но также могут арендовать комнату, квартиру и т.д.

Стипендия также выплачивается студентам докторских учебных программ, в соответствии с правилами по выплате стипендий, установленными каждым вузом, и составляет 5000 — 10000 чешских крон в месяц (в зависимости от выбранного вуза и факультета).

Студенты, имеющие право получать социальное пособие (пособие на ребенка) на основании особого законодательства и недостаточный доход семьи, определенный с целью социальных начислений на ребенка, непревышающий произведение суммы прожиточного минимуам и коэффициента 1,5, имеют право получать так называемую «социальную стипендию». На сегодняший день размер данной стипендии составлет 1620 чешских крон в месяц и выплачивается в конце каждого семестра за весь академический год — 10 месяцев.

Программы по обмену студентами (в рамках программы ERASMUS, SOCRATES и др.) также оплачивает вуз (частично или полностью, в зависимости от выбранного вуза и факультета). Расходы, связанные с программами стажировок, проходящих в разных странах ЕС, также частично покрываются вузом.

Студентам с высокой успеваемостью выплачивается еак называемая «стипендия по успеваемости». Для получения данной стипендии необходимо иметь высокий средний балл (своевременная сдача всех зачетов и экзаменов). Стипендия выплачивается каждый месяц, в размере, установленным каждым отдельным вузом, и в зависимости от факультета.

Организация академического года

Академический год в вузах длится 12 календарных месяцев; начало обучения определяет ректор вуза (как, правило, это начало октября). Академический год делится на зимний (учеба с октября по декабрь) и летний (учеба с конца февраля по май) семестры (podzimní a jarní semestr). Семестр длится 15 недель, в течение которго студенты посещяют лекции, сдают семинарные работы и т.д. За ним следует сессия (время экзаменов — zkouškové období), по окончании которой наступают недельные зимние каникулы и двухмесячные каникулы (июль и август) в конце летнего семестра. Зимняя сессия проходит в январе, а летняя — в июне. В некоторых вузах сессия проходит также в сентябре (возможность пересдачи экзаменов). Расписание на академический год (недельное расписание и расписание на каждый день) составляет каждый вуз самостоятельно на основании своих внутренних предписаний

Учебные программы, специализация

Учебные программы в вузах покрывают почти все научные и творческие области и, как правило, далее делятся на учебные специальности, относящиеся, в зависимости от содержании, к основной специальности. Составление учебных программ (также, как и определение содержания обучения), которые каждый вуз может предложить будущим студентам, является академическим правом каждого отдельного вуза, именно поэтому количество и основное направление учебных программ с каждым годом меняется. Большинство учебных программ позволяет студентам в течение последних лет обучения выбирать определенную учубную специальность. Целью является оптимальное приближение содержания обучения интересам студентов и их потребностям, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Методы преподавания

Обучение проводится в форме лекций, семинаров, упражнений, лабораторных практических работ и прохождением практики (например, практика в больнице, в школе и т.д.) Посещение лекций для студентов не является обязательным условием, посещение и активное участие на других лекциях, проводимых в форме семинаров и т.д. и, проходящих в маленьких группах, обязательно. Каждый предмет имеет свой план, составленный отдельными преподавателями, в соответствии с внутренними правилами отдельного вуза, где указана вся литература для самообучения и успешной подготовки к сдаче зачета и экзамена (в зависимости от предмета). При каждом вузе и факультете имеется своя библиотека, где студенты могут брать учебники, а также использовать компьютерную технику (компьютеры, принтеры, копировальные машины и т.д.) по сниженной цене по предъявлению ISIC карты.

Система оценивания студентов

Успеваемость в вузах контролируется балловой системой или присвоением кредитов. Результаты по отдельным предметам заносятся в информационную систему (IS) отдельного вуза или факультета. В большинстве вузов уже реализована система кредитной системы (введение ECTS — Европейская система накопления и перевода кредитов), предполагаемая Болонской декларацией (1999 г.)

Студенты обычно сдают экзамены в течение сессии в конце каждого семестра. Экзамены принимают преподаватели, ведущие тот или иной предмет. Термины всех экзаменов определяют преподаватели по отдельным предметам, термины государственных экзаменов объявляет деканат. В случае, если студент не сдал экзамен, то у него есть возможность пересдачи. Госэкзамены сдаются в присутствии комиссии.

В вузах студент оценивается по следующей шкале:

Экзамены:

  • výborně (A) — отлично
  • velmi dobře (B) — очень хорошо
  • dobře © — хорошо
  • uspokojivě (D) — удовлитворительно
  • vyhovující (E) — удовлитворительно (приемлемо, принято)
  • nevyhovující (F) — несдача (неприемлемо).

Зачеты1:

  • Zápočet (Z) — зачет
  • Nezapočet (N) — незачет

_______________

1В некоторых вузах Prospěl (P) — зачет, Neprospěl (N) — незачет

Продвижение студентов в учебе

Для того, чтобы перейти в следующий семестр, необходимо провести запись, т.е. с помощью информационной системы записаться на обучение в следющем семестре. Необходимым требованием также является получение определенного количества кредитов для возможности прохождения в следующий семестр (на основании требований отдельных вузов и факультетов). В случае, если студент решит поменять учебную программу в рамках одного факультета, то он может выбрать и перейти на обучение по другой учебной программе. При этом также необходимо набрать нужное количество кредитов, требуемое на отдельных факультетах на основании учебной программы.

В случае превышения срока обучения, дольше 4-х лет на бакалавриате и 3-х лет на магистратуре, обучение становится платным (размер оплаты за семестр в каждом вузе разный). Студент также лишается права получать стипендию на покрытие расходов за жилье (ubytovací stipendium).

Правила перехода по окончании обучения на бакалаврской программе на магистерскую или докторскую программы основываются на требованиях для поступления на обучение по данным программам (сдача вступительных экзаменов).

Выдача диплома

По окончании бакалавриата сдаются государственные экзамены, а также защищается бакалаврская работа. Выпускнику присваивается титул бакалавра (Bc.) и бакалавра искусств (BcA.)

По окончании магистратуры сдаются государственные экзамены, а также защищается дипломная работа. Выпускнику присваивается титул магистра или инженера (Ing.), в случае окончания технических вузов и экономических факультетов. У выпускников магистерской программы после присвоения им титула магистра есть возможность сдать аттестационный экзамен в той же области, а также написать и защитить аттестационную работу, после чего ему присваивается академический титул доктора (Ph.D.) в соответствующей области.

По окончании докторантуры сдаются государственные экзамены, а также защищается докторская работа. Выпускнику присваивается титул доктора (кандидат наук) — (Ph.D.)

При рассмотрении уровней образования (присвоенния квалификации), позволяющий учится в вузах других стран ЕС, и при рассмотрении эквивалентов дипломов о высшем образовании (для трудовой деятельности в странах ЕС) основываются на принятой в Лиссабоне в 1997 г. Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

Отличие госвузов от частных вузов

Госвузы отличаются от частных более широким спектром деятельности, которая включает в себя, кроме функции образовательной, также научно-исследовательскую. Частные же вузы имеют более тесные контакты с действующими фирмами и делают ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь теории с практикой. При этом многие из них завоевали высокий рейтинг и признание в области экономики, финансов, банковского дела. Поскольку их выпускники являются более подготовленными с практической точки зрения. Желающие могут учиться, как в частных, так и в государственных вузах. Поступить в государственные вузы сложнее, чем в частные, так как там более высокий конкурс на место. Все иностранцы, помимо основных вступительных экзаменов, должны сдать экзамен по чешскому языку. При поступлении в частные вузы на начальном этапе глубокого знания языка не требуется, что позволяет сократить процесс подготовки к поступлению до 1 месяца.

*****************

Творческие ВУЗы Чехии

Тройку сильнейших вузов, предлагающих изучение творческих специальностей, составляют:

  • Академия изобразительных искусств (AVU)
  • Академия искусства, архитектуры и дизайна (VŠUP)
  • Академия исполнительных искусств в Праге (AMU)

Это вузы, специализирующиеся на разные виды искусства классического и прикладного, имеющие давние традиции и занимающие непоследние места на европейской сцене творческого образования.

Важной для абитуриентов особенностью всех творческих вузов Чехии является небольшое количество обучающихся студентов и очень высокий конкурс при поступлении. Это обусловлено высочайшими требованиями к абитуриенту при поступлении. Вузы принимают действительно самых талантливых ребят. Многие совершают попытки поступления по несколько лет подряд, и некоторые из них все же добиваются заветной цели.

Вузы, описанные подробнее ниже , конечно не составляют полного списка возможностей для молодых талантов, но являются ведущими в своих областях. Кроме того, их структура и деятельность описывает общую ситуацию в творческом образовании Чехии.

Как поступить в Чешский ВУЗ — информация здесь

Учебные заведения